Notice: Undefined index: root in /home/galleryv/old.gallery-victoria.ru/docs/info/content.php on line 6
Наталья Нестерова
НА ВСЕ ВРЕМЕНА
24.11.2012 - 20.01.2013
Наталья Нестерова профессор Российской академии театрального искусства, лауреат Государственной премии Российской Федерации (1992), лауреат премии «Триумф» (2003). Действительный член Российской Академии художеств. В 1994 году получила звание Заслуженного художника Российской Федерации. Живет и работает в Москве, Париже и Нью-Йорке.
Ее работы находятся в зарубежных и российских собраниях, в том числе: Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США) и др.
В экспозицию войдут работы последних лет, некоторые из которых будут экспонироваться в России впервые.
Наталья Нестерова появилась на художественном горизонте Москвы в начале 60-х. За прошедшие годы она стала широко известна не только у нас в стране, но и за рубежом. Ее выставки в Европе имели немалый успех, на одном из последних аукционов «Сотбис», английские коллекционеры покупали полотна Нестеровой за сотни тысяч долларов.
Таков внешний рисунок ее творческой судьбы. А что же внутренний? Художница однажды сказала: «Я, как герои фильма «Ездок», постоянно чувствую погоню за собой, охоту». Казалось бы, почему? Она никогда не стояла на политических баррикадах, не провозглашала лозунгов, не была политическим диссидентом. Но она была диссидентом в том смысле, что следовала внутреннему голосу, а не официальному заказу, помнила о предназначении творца и всегда четко отделяла это предназначение от роли ремесленника.
Для художницы, главное, достичь такой остроты выразительности, чтобы зритель ощутил привкус впечатлений, некогда легших в основу полотна. Этот мир воспоминания открывается нам изнутри его сущностей, не ветшающих, а крепнущих с течением времени. Тщательно отбирая и суммируя все, что она считает характерным и важным для данного предмета или явления, Нестерова достигает такой яркой лаконичности в изображении, какая свойственна лишь образам памяти. В пространства неба и воды, написанные прозрачно, «жидко», вторгаются рельефные массы деревьев, букета цветов, волос персонажей, образующие на поверхности холста вязкую и выпуклую фактурную лепку. Изображение некоторых объектов в картине, таким образом, становится предметным, осязаемым. Кроме того, свет дробится на этих красочных пластах и, отражаясь по многим направлениям, придает полотну слабое мерцание, которое является одним из привлекательнейших свойств колорита произведений художницы.
В мировосприятии Натальи Игоревны преобладает игровое, зрелищное начало, уходящее корнями в народное искусство. В одних случаях Нестерова размещает своих персонажей нарочито фронтально и в статичных позах; в других выводит их на передний план, словно шествие по невидимой авансцене. Возникает аналогия с театром марионеток, с той только разницей, что бутафорские декорации в нем заменены живой прелестью пейзажа. Вообще по своему месту в мире нестеровских образов человек — это homo ludens, «человек играющий». Не зря из картины в картину он проводит досуг, играет в карты, прогуливается. И в этом художница следует мастерам народного искусства, с особенным удовольствием изображающим праздники, гулянья и другие развлечения. Художница никогда не ограничивается рамками бытовой картинки. Если всякому истинному искусству свойственно снимать с вещей и явлений пленку повседневности, то творчество Нестеровой причисляется к нему уже по одному этому показателю, так как художница стремится транспонировать житейскую прозу в духовную тональность, претворять быт в бытие.
Часто говорят: Нестерова принадлежит к московской школе. Часто спорят, чего в ее творчестве больше - примитивизма, сюрреализма, реализма. Часто задаются вопросом: специфика ее живописи в философичности ли, литературности, театральности? Все это важно. Но важно также за выяснением всех этих вопросов не потерять главное, то, что перед нами художник, продолжающий своим творчеством классическую русскую живопись, один из тех творцов, по полотнам которых потомки будут судить о художественном процессе второй половины XX века.
Дополнительная информация о художнице http://www.gallery-victoria.ru/painters/a:192/