Notice: Undefined index: root in /home/galleryv/old.gallery-victoria.ru/docs/info/content.php on line 6
21 июня - 21 июля 2011 г.
21 июня в галерее «Виктория» открылась выставка московской художницы Александры Паперно – проект «Birding». Впрочем, сложно назвать ее именно московской художницей - с 13 лет Александра жила в Нью-Йорке, где окончила колледж Cooper Union for the Advancement of Science and Art, один из лучших художественных учебных заведений в США. Пройдя конкурс в 60 человек на место, она изучила все техники из истории мировой живописи, а также такие формы современного искусства, как видео-арт, инсталляция, коллаж, анимация, книжная графика… И при этом всегда знала, что серьезно будет заниматься только живописью – эта любовь с детства.
Сегодня в мире современного искусства все очень разнообразно, нет какой-то российской школы современного искусства, которая бы отличалась от нью-йоркской. Как заметила Тереза Мавика, куратор предыдущего проекта Паперно «Карты звездного неба», еще сохраняется миф, что русское искусство отстало от американского. Проекты Паперно демонстрируют влияние множества традиций, опытов как российских, так и зарубежных художников. Например, базовый курс в колледже Cooper Union вел мэтр contemporary art австриец Ханс Хааке. Однако более значительную роль в процессе становления Паперно как живописца сыграла Дори Эштон, очень известный искусствовед, представитель поколения нью-йоркской школы 50-х годов, автор книг о Марке Ротко. От нее Паперно узнала о самарском «серпе и молоте», нашей о Фабрике-кухне как о шедевре конструктивизма. «Я думаю, что это главное произведение культуры и искусства, которое есть в вашем городе, - заметила Александра на пресс-конференции, - К сожалению, она выглядит не так, как изначально задумывалась, но надеюсь, что найдутся люди, которые приведут ее в порядок». Во время недолгого пребывания в Самаре художница специально съездила посмотреть этот памятник архитекторы.
Обычно Паперно работает не над одной серией, поэтому каждая занимает довольно длительный период. Например, серия «Birding» создавалась два года. В проекте прослеживаются параллели с другой серией – «Карты звездного неба», на которой изображены созвездия. Здесь снова небо, точнее взгляд на него. Слово «Birding» существует только в английском языке – оно одновременно смешное и очень красивое и переводится как «Наблюдение за птицами» - название здесь несет сильную смысловую нагрузку, т.к. ценностью обладает фигура наблюдателя. Живопись Паперно очень гуманистична, антропогенна, обязательность человеческого фактора добавляет этому искусству искренности, помогает зрителю «включиться», затрагивает личностно и чувственно. Художнику было важно назвать серию не просто «Птицы», но представить взгляд человека.
Проект «Birding» - это огромные холсты, где легкие силуэты птиц пересекают плоскость неба, изображенного в сложных серых тонах, с оттенками голубизны и золотого отблеска. Письмо многослойное, построенное на смешении множества близких оттенков, просвечивающих сквозь тонкую рисовую бумагу. По словам художницы, эта техника напоминает лессировку в старой живописи, которая создает глубину. Бумагу не видно – приклееная к холсту, она становится совсем прозрачной, при этом создает эффект воздуха. В каждом из 12-ти холстов Паперно возвышает взгляд зрителя до уровня высоты птичьего полета.
Проект «Birding» можно будет увидеть в галерее «Виктория» до 21 июля.
Вход свободный.
Андрей Паршиков, историк искусства, арт-критик, куратор: «Эта художница наследует традиции большой модернистской картины. Она не работает с настроением сиюминутности. То, что делает Паперно - это монументальная работа в современном ускользающем пространстве, когда уже нет ничего монументального, нет института звезды, института великого человека, института геройства – ничего не осталось. Саша рисует монументальную картину, которая мало отличима от стены: картина ускользает, при этом она абсолютна монументальна по форме, по размеру, композиционному построению. То, что делает художница, - это по сути возвращение к «произведению», которое глубоко уходит в историю искусства. Неслучайно Саша вспоминает нью-йорскую школу. Я бы вспомнил других художников – Раушенберга, например, особенно его серию белых работ. Но у Саши есть современность, актуальность».
Татьяна Петрова, искусствовед, замдиректора по научной работе Самарского художественного музея: «Это пост-пост-пост-импрессионизм. У Клода Моне были серии – Руанский собор, стога сена, кувшинки… Это вариации на тему. Здесь импрессионистическая серийность пропущена через современный опыт. Сегодня это выглядит оригинально, я такое не видела. Думаю, «Birding» в большей степени чувственный, чем интеллектуальный проект».
Константин Зацепин, арт-критик, замдиректора по развитию Самарского художественного музея: «Выставка радикальная, так как она аскетична, намеренно лишена каких-либо украшательств и визуальной зрелищности… Современное искусство вообще визуально выглядит очень сдержанным. Издалека работы сливаются со стеной и этим обращают внимание».
Ольга Дымникова, поэт, редактор журнала «Самара. Журнал столицы региона»: «Это все - несколько секунд полета, раскадровка. Не требуется более темный фон, все является продолжением одного пространства. Одна и та же картина повторяется, получается символ бесконечности».
Алексей Прокаев, арт-продюсер: «Для меня это крупное событие. Саша Паперно – это величина, имя в российском искусстве. Самарская публика еще не осознала, насколько она значима. В галерее «Виктория» в очередной раз представлено самое лучшее. Я слежу на протяжении восьми лет за творчеством Саши. Это действительно нужно было показать. Это экспериментальная живопись с глубоким философским содержанием. Я даже не пытался постичь эту глубину. Какая-то целостность присутствует в этой серии. Здесь есть романтика и позитив, я вообще романтик и позитивный человек. Хочется полететь, стать птицей. Какая внутренняя глубокая культура, какая школа за этим стоит – для меня это редкостная минута счастья – общаться с такими талантливыми людьми».
Илья Саморуков, арт-критик: «Картины оставляют загадочное ощущение. Воздействие, которое они оказывают, я пока еще не осознал – так обычно бывает в день открытия. Это абстрактное неконцептуальное искусство. Чтобы его воспринимать, нужно быть более развитым в эстетическом отношении, чем средний человек (…) Что-то в этом есть».
Елена Касаткина, преподаватель МХК в университете Наяновой: «Работы очень необычные (…) когда у меня дети спрашивают – искусство ли это или нет, - мне думается, что если можно какое-то произведение представить в вариации классики, то значит это произведение искусства. Если при твоих фантазийных добавлениях классика не получается, значит, ее нет. Вот эта фоновая работа – чуть добавь акценты, штрихи – и получается перспектива через легкую дымку тумана, получается академическое произведение в жанре пейзажа».
Фотографии с открытия выставки Вы можете посмотреть также на сайте интерактивного проекта "Фотобанк"