Notice: Undefined index: root in /home/galleryv/old.gallery-victoria.ru/docs/info/content.php on line 6
Проект «КИНОСЕАНС» в галерее «Виктория»
С 14 мая по 14 июня 2009 года в галерее «Виктория» будет представлена уникальная коллекция оригиналов отечественных киноплакатов 1920-40-х годов выдающихся мастеров этого жанра А. Бельского, М. Длугача и содружества «2 Стенберг 2» (братья Владимир и Георгий Стенберги). Также в пространстве галереи будут демонстрироваться в режиме нон-стоп те самые фильмы, для которых были созданы плакаты. Проект-инсталляция КИНОСЕАНС воссоздает в необходимой полноте творческую ситуацию и позволяет максимально погрузиться в атмосферу времени.
Если афиши 1910-х годов напоминали, скорее, книжную иллюстрацию с характерными элементами модерна, то в 1920-е художники пытаются найти адекватные новой реальности средства выражения. Изысканность и утонченность формы уступает натиску бурлящей вокруг жизни, сама действительность требует изменения пластической системы. Пафос новаторства, дух радикального эксперимента авангарда проникает во все сферы искусства, в том числе и в искусство киноплаката. Плакатисты стремятся моделировать реальность фильма на бумаге, сопоставляя крупные планы и резкие конструктивистские ракурсы, как режиссеры за монтажным столом. В поисках дополнительной выразительности они заливают плоскости рисунка яркими красками, пока еще недоступными черно-белому немому кино, вводят гротескную гиперболу, нанизывают шрифты на динамичные вертикали, и так создают собственную драматургию. Хрестоматийно известные плакаты Александра Родченко к фильмам Дзиги Вертова, А.Лавинского, С. Эйзенштейна окончательно формируют новый конструктивистский «канон» в искусстве киноплаката, убедительно свидетельствуют о самостоятельности этого жанра, избавляя его от чисто прикладного характера. Отныне плакат – не рекламное сообщение, выпущенное за день до премьеры фильма, а его графическое продолжение и воплощение, свободная зона творческого эксперимента, подобная той, в которой работает кинорежиссер.
К 1930-му году ситуация ощутимо меняется: данностью для художника становится не динамично развивающееся, требующее творческого вмешательства пространство, а уже как бы созданный мир, застывший в стабильности своих форм. Смена политического курса, постепенное формирование единственно «правильной» художественной системы практически полностью исключает индивидуальное новаторство и формальные эксперименты. Плакаты 1930-х годов отличает сюжетность, достоверность изображения, присутствие крупных портретных планов. Не в последнюю очередь этому способствовало и появление звукового кино. С приходом звука искусство кино приобретает дополнительные свойства и возможности: звучащее слово выводит кинематограф из области чисто визуального искусства, сообщает ему некую «литературность», исчерпывающую повествовательность. И художники-плакатисты быстро реагируют на изменившуюся «киноформу» и тоже начинают активно использовать новые художественные приемы (например, А. Бельский и М. Длугач).
В экспозицию КИНОСЕАНС вошли оригинальные эскизы плакатов как к выдающимся, самобытным фильмам («Амок» (1927) замечательного театрального деятеля Константина Марджанова, «Дума про казака Голоту» лидера украинской кинематографии Игоря Савченко (1936), «Нашествие»(1945) Абрама Роома, прославившегося еще в 1920-х, не говоря уже об американских комедиях), так и к «средним» фильмам, хоть и шедшим в широком прокате, но оставившим о себе воспоминания только благодаря этой рекламной полиграфии. Некоторые плакаты были созданы к фильмам, ныне и вовсе утраченным. Они превращаются в своего рода артефакты, регистрирующие общие изменения в отечественной культуре 20 века. Словно схолии, сделанные в истории кино, киноплакаты отчетливо проявляют дополнительные смыслы и открывают зрителю возможность не только яркого визуального переживания, но и целостного понимания художественного процесса.